27 апр. 2018 г.

Многословие



Приступая к этой теме, я всегда спрашиваю у учеников, что такое многословие? Отвечают не задумываясь: «Это употребле­ние в речи большого количества слов». Может, ребята «раскла­дывают» сам термин на составляющие: много слов; а может, на такой ответ наталкивает выражение «Он немногословен», т.е. молчалив. Посмотрим, какие виды многословия встречаются и в чем они заключаются.

     1) Плеоназм (от греч. избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
Но штурвал — это и есть рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета..., следовательно, слово руль лишнее.
Все гости получили памятные сувениры.
Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом пред­ложении — лишнее слово.
Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточ­нении степени признака.
     2) Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
   3) Тавтология (от греч. «то же самое» и «сло­во») — повторение однокоренных слов или одинаковых мор­фем. Например:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
И ведь совсем не сложно исправить эти предложения: в од­ном — тавтологическое слово заменить синонимом, в другом — совсем убрать его...
Следует отметить случаи преднамеренного употребления в одном контексте однокоренных слов для создания какой-нибудь художественной фигуры, образа:
Менялся ее (А. Ахматовой) облик в меняющемся времени.
   4) Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: боротьсявести борьбу, убиратьпроизводить уборку.
Ученики приняли решение произвести уборку школьного дво­ра.
Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
   5) Слова-паразиты.Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообраз­ные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные па­узы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, факти­чески, вообще, честно говоря и т.п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в уст­ной речи, иногда просачивается и на страницы газет.
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квар­тала, обычно нет свободных мест. Вы знаете, я не подписывал эти документы. Поэтому, в общем-то, у меня есть, скажем, сейчас возможность сказать, что это, скажем, была ошибка какая-то.
Последнее предложение засорено не только словами-парази­тами, но и тавтологическим сочетанием.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Найдите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать расска­зам Баяна не следует. 3. Это свойство свойственно всем писате­лям. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной сто­роны, даже выше интересов государства. 7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 8. Мне приятно наградить столь великого музыкан­та высшей наградой нашей страны. 9. Я думаю, что красивая жен­щина должна быть просто красавицей.

Задание 2. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправь­те предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступитель­ной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разра­ботки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитали­зирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же тво­рец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Меж­ду природой и человеком уже не существует существенной раз­ницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместно­му сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья («Слово о пол­ку Игореве») не желали понять, что объединение их войск в еди­ное войско необходимо.

Задание 3. Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными гла­голами. Определите, изменились ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.
1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учитель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день производят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В биб­лиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 6. Перед вы­пускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело провести время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КАРТОЧКА №5. Омонимы

Задание 1. Пользуясь словарями, определите происхождение и значение слов-омонимов. 1.     Брак, дробь, лайка, очки, тромб, шайка. ...