Приступая к этой
теме, я всегда спрашиваю у учеников, что такое многословие? Отвечают не
задумываясь: «Это употребление в речи большого количества слов». Может, ребята
«раскладывают» сам термин на составляющие: много слов; а может, на такой ответ
наталкивает выражение «Он немногословен», т.е. молчалив. Посмотрим, какие виды
многословия встречаются и в чем они заключаются.
1) Плеоназм
(от греч. избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и
потому логически излишних слов.
Но штурвал —
это и есть рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна,
самолета..., следовательно, слово руль лишнее.
Все гости получили памятные
сувениры.
Сувенир —
подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово.
Разновидностью
плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень
прекрасный и т.п. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно
слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2) Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое
значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном
тексте. Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля
об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3) Тавтология
(от греч. «то же самое» и «слово») — повторение однокоренных слов или
одинаковых морфем. Например:
Руководители
предприятий настроены на деловой настрой.
Пилот вынужден был
совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
Но ведь вскрываются
все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
Активисты активно участвуют
в работе с молодежью.
В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
И ведь совсем не
сложно исправить эти предложения: в одном — тавтологическое слово заменить
синонимом, в другом — совсем убрать его...
Следует отметить
случаи преднамеренного употребления в одном контексте однокоренных слов для
создания какой-нибудь художественной фигуры, образа:
Менялся ее (А.
Ахматовой) облик в меняющемся времени.
4) Расщепление сказуемого.
Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться
— вести борьбу, убирать — производить уборку.
Ученики приняли
решение произвести уборку школьного двора.
Может быть, в
официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики
решили убрать школьный двор.
5) Слова-паразиты.Такие
слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми
говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой
высказывания: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так
сказать, фактически, вообще, честно говоря и т.п. Но эта речевая ошибка,
встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы
газет.
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из
своего квартала, обычно нет свободных мест. Вы знаете, я не подписывал эти
документы. Поэтому, в общем-то, у меня есть, скажем, сейчас
возможность сказать, что это, скажем, была ошибка какая-то.
Последнее предложение
засорено не только словами-паразитами, но и тавтологическим сочетанием.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Найдите слова, ставшие
причиной тавтологии, исправьте предложения.
1.
Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Автор «Слова о полку
Игореве» считает, что следовать рассказам Баяна не следует. 3. Это свойство
свойственно всем писателям. 4. Строительство школы не должно замирать на
мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы
ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов
государства. 7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в
конкурсах больше участников. 8. Мне приятно наградить столь великого музыканта
высшей наградой нашей страны. 9. Я думаю, что красивая женщина должна быть
просто красавицей.
Задание 2. Найдите ошибки, связанные с
многословием, определите их вид и исправьте предложения.
1.
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте
разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был
немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии
на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого
уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя
обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не
существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является
одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные
глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11.
Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12.
Князья («Слово о полку Игореве») не желали понять, что объединение их войск в
единое войско необходимо.
Задание 3. Найдите «расщепленные
сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменились ли при этом смысл и стилистическая окраска
высказывания.
1.
Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учитель провел опрос всех
учеников. 3. Дважды в день производят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно
производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 6.
Перед выпускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело
провести время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий