Задание 1.
Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным
значением.
1. Керн в
мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. 2. В Риге выявлен
притон наркомании. 3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить
татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от других типов нервной
деятельности? 5. Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от
англоязычного населения. 6. В парке стоит архитектура. 7.Почти все изделия
безымянны, только немногие имеют авторство. 8. Павел — в первых рядах
строительства узкоколейки.
Задание 2. С данными словами-паронимами составьте
словосочетания.
1. Бережный — бережливый, бракованный —
браковочный, веский — весомый, выборный — выборочный, гнездо — гнездовье,
драматический — драматичный, жилищный — жилой, задерживать — сдерживать.
2. Изготовить —
приготовить, мифический — мифологический, основание — обоснование, особый —
особенный, подменить — заменить, представить — предоставить, романтичный —
романтический, эффектный — эффективный.
Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу
слова-паронимы представить — предоставить.
1.
Мне ... квартиру (дали, выделили). 2. ... вам самим решать такие вопросы (даю
возможность решать). 3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить). 4. ...
вам моего друга (знакомлю). 5. Отца ... к ордену (наградили). 6. Все меня ...
чудаком (считают, называют). 7. Фильм был ... на фестивале (показан). 8. Актер
умел ... пение соловья (копировать). 9. Этот дом ... собой небольшой замок
(является).
Задание 4. Определите, какие слова сочетаются с паронимами
туристский — туристический.
Ужин,
проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, сезон, поезд,
база, рюкзак.
Задание 5. Выберите из приведенных паронимов тот, который
необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1.
Перед нами (встал — стал) вопрос о выборе профессии. 2.Отчет (представляется —
предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную — заглавную) роль.
4. Девочка (одела — надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел — произвел)
опрос учащихся.
Задание 6. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения
паронимов.
1.
Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у
источников машиностроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения
А.С. Пушкина.4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет
на рост культурности человека. 6. Главное для писателя — душевный мир человека.
7. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 8. Девушка
пришла в цветистом платье. 9. Командировочному пришлось долго ждать оформления
документов. 10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то
возмутительный.
Задание 7. Отредактируйте
текст.
1. Славу
Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле Ленкома «Юнона» и
«Авось», где он создал образ графа Резанова, благородного и смелого рыцаря,
настоящего мужчины. 2. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого
к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 2. Всем командировочным
можно получить свои командировочные документы в одиннадцатом кабинете. 4. Он
был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 5. Станция может с
большим эффектом снабжать энергией город.
*Задание 8. Восстановите
паронимические пары, объясните значение каждого слова.
Авантюрный
— болотный — венец —
грецкий
— доходный
— искусно —
классный — злом
— иронический
—
удачливый — поступок — трагический —
явно —
удачливый — поступок — трагический —
явно —
Каменистый
— опечатка
— сталагмит —
Комментариев нет:
Отправить комментарий